Разработчик 3D Realms
Издатель Apogee
Дата выпуска 29 января 1996
Платформы Game.com, Mac, PC (MS-DOS, Win32, Linux), AmigaOne, Sega Mega Drive (только для Бразилии), Sega Saturn, Sony PlayStation, Nintendo 64. Исходный код также портирован на многие другие платформы
Игровой движок Build Engine
Жанр Шутер от первого лица
Режимы игры Одиночная игра, многопользовательская игра
Возрастные
рейтинги ESRB: M — Mature
BBFC: 18
Носитель CD (1), загрузка
Системные
требования 486DX2-66, 8MB RAM
Управление Клавиатура, мышь
Duke Nukem 3D — культовая компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, созданная компанией 3D Realms (подразделение Apogee) в 1996 году. Duke Nukem 3D является логическим продолжением игр серии Duke Nukem, но если первые две игры из серии были очень увлекательными двухмерными платформерами, то третья часть была выполнена в популярном в то время стиле Doom (псевдотрехмерные коридоры, вид глазами главного героя, бескомпромиссные сражения с применением различного вида холодного, огнестрельного оружия, а также вымышленного). Фактически, Duke Nukem 3D был ответом компании Apogee на серию игр Doom (Doom, Heretic, Doom 2) от компании id Software, с которой у Apogee были давние конкурирующие отношения ещё со времён Wolfenstein 3D.
Но третья трёхмерная часть Duke Nukem не стала очередным клоном Doom, она составила достойную конкуренцию вышедшему в то же время технически более совершенному Quake и привнесла в игровую индустрию столько нововведений и неожиданных решений, что теперь по праву может оспорить звание прародителя многих современных шутеров (например, Half-Life и Half-Life 2).
Дюк Нюкем (англ. Duke Nukem) (озвучивает Джон Сэнт Джон) — специальный агент правительства США, брутальный и насмешливый экшн-герой, внешностью напоминающий Дольфа Лундгрена. В целом — один из самых колоритных героев компьютерных игр. По ходу действия может шутить и даже переругиваться с игроком. Реплики из игры быстро разошлись на цитаты. В этой же части игры появилось знаменитое выражение Дюка Нюкема, которое стало его "Визитной карточкой": "It's time to kick ass and chew bubble gum!" ("Время надирать задницы и жевать жвачку!")
Сюжет игры довольно прост и незатейлив. Дюк Нюкем возвращается в Лос-Анджелес после своего очередного триумфа (события Duke Nukem II). Неожиданно по радио поступает сигнал бедствия: город штурмует ранее неизвестный враг — агрессивная инопланетная раса, прибывшая с целью похищения женщин. Космический корабль Дюка сбивается ракетой, но ему удаётся катапультироваться на крышу дома. Он берётся за оружие и начинает ураганную бойню, сметая горы пришельцев на пути к их лидерам. Каждый эпизод имеет свою особенность в сюжете
Графический движок игры называется Build Engine. На его основе было создано ещё несколько известных игр: Shadow Warrior, Blood, Redneck Rampage. Игровой движок давал следующие возможности: достаточно реалистичный и интерактивный трёхмерный мир, в котором стало возможным прыгать и приседать, появилась квази-возможность двигаться в трёх измерениях, появилась возможность частично взаимодействовать с игровыми предметами. Враги, в отличие от полигонального Quake, все ещё представлялись в виде плоских спрайтов. Но в Duke Nukem 3D можно было играть на процессорах i486, в то время как Quake медленно работал даже на Pentium.
Комнаты изображались с помощью технологии порталов (в отличие от BSP-дерева в Doom). Благодаря порталам, общая скорость игры зависела только от сложности пространства, окружающего игрока. И, в придачу, для отображения уровня не требовалось никаких предварительных вычислений, так что можно было видеть уровень в 3D прямо по ходу редактирования. Однако Build Engine всё ещё оставался 2,5-мерным движком, к тому же, при взгляде игрока вверх объекты сильно искажались: возникал эффект параллакса.
Странный, жуткого вида зеленый слизняк (protozoid slimer), наползающий на лицо, при попытке удаления монстра из игры обнаруживается встроенным в движок Build полной версии игры, то есть кода Протозоида, как такового, в *.CON файлах не обнаружено, в то время как спрайты и звуки монстра находятся в основном (*.GRP) файле игры.
В игре используются некоторые «недокументированные» особенности движка и расширенные возможности порталов. Например, секретный уровень Tier Drops представляет собой большую комнату, содержимое которой меняется в зависимости от того, с какой стороны в неё зайти. С помощью модификации файлов с параметрами игры можно включить несколько неиспользуемых возможностей в игре — например, уничтожаемые камеры наблюдения или невидимые лазерные сенсоры мин. Эти же файлы могут быть использованы для создания простых модификаций на основе игры.
При запуске игры на современных компьютерах возникают трудности, из-за того, что она создавалась под DOS, поэтому на других системах могут возникнуть проблемы с изображением, звуком и скоростью работы.
Чтобы решить подобные проблемы, энтузиастами создаются так называемые 3D- или GL-порты игры, то есть программы, написанные с использованием исходного кода игры, открытого разработчиками в 2003 г., запускающие рендеринг или обработку текстур под аппаратными средствами (Direct 3D или OpenGL). В итоге получаются запредельные для старых игр разрешения, вроде 1600 на 1200 точек, добавление красочных эффектов в виде освещения, текстурирования, шейдеров и других возможностей современных графических карт.
Первым известным примером подобной технологии для Duke Nukem 3D был JonoF’s Duke Nukem 3D Port — качественный порт игры, разработанный в 2005 г. на основе усовершенствованного движка Build. Поддерживает запуск под OpenGL в разрешении вплоть до 1280 на 1024 точек, позволяет запускать игру под Windows XP, решает проблемы со звуком. Благодаря поддержке 3D-моделей из Quake III и текстур высоких разрешений игру можно преобразить кардинально. Для этого создан и постоянно обновляется Duke Nukem 3D high resolution pack, при использовании которого игра становится по визуальному исполнению на уровне Quake 3. Порт работает на всех версиях игры. Однако он давно не обновлялся (последняя доступная версия датирована 9 октября 2005 г.). Поэтому на его основе появился порт EDuke32, развившийся из eDuke — версии Duke Nukem с усиленными возможностями по модификации игры. Он совмещает в себе все возможности JonoF порта и добавляет новые, например, поддержку аудиоформата Ogg Vorbis, позволяющему заменить старые музыкальные файлы формата MIDI на полноценные композиции с высоким качеством, благодаря чему игра будет еще и звучать по-новому. Плюс ко всему этому идёт ещё одна версия редактора Build для Windows — Mapster32. Порт работает только с версией игры 1.4 (Atomic Edition).
Помимо реализации под Windows, существует порт под Mac OS X, позволяющий установить как демоверсию, так и обе коммерческих реализации (для их установки потребуется CD).
Хотя движок игры открыт для модификации, файлы данных (за исключением shareware-версии L.A. Meltdown) всё ещё являются платными. Это означает, что вы имеете право использовать портированные версии игры при условии, что у вас есть право пользоваться оригинальной игрой (то есть, вы должны владеть копией оригинальной игры).
З.Ы. Лично для меня это игра с которой началось знакомство с жанром шутеров.Запоминается она фирменым юмором и фразами главного героя.К тому же в апреле выходит следущая часть Duke Nukem:Forever.С нетерпением жду
Добавлено (18.03.2011, 12:22)
---------------------------------------------
Ну вообще никто не играл чтоли в DN3D???
3300053.jpg (20.2 Kb)